Кэнон 40 2.8 на кропе. Фототочка. точка зрения о фотографии. Что можно фотографировать "сороковником" на полном кадре

Важнейший вопрос в жизни любого фотографа выбор одного объектива на все случаи жизни. Пресловутый штатник! Кто он?
Объектив обладающий параметрами человеческого глаза с правильной перспективой, универсальным углом обзора, безупречной работой на всех дистанциях и диафрагмах, сопоставимым соотношение "центр-край", с резкой картинкой и при этом маленький.
Гуляя по просторам Интернета мне попались несколько обзоров, ссылки на которые можно найти в конце статьи. Оговорюсь, что уже несколько лет снимаю исключительно камерой и оптикой Leica. Зацепило мнение в одном из обзоров, что данный субъект может быть оценен леечниками. Мне стало интересно, так как в арсенале без дела лежит коробка Canon EOS 5D Mark II с L-линзами под видео.

Знакомьтесь, с гордость представляю Canon EF 40mm f/2.8 STM.
Маленький и резкий, со своим характером рисунка и главное, по цене светофильтра в 175$.

Но обо всём по порядку...

Технические характеристики:
Угол поля зрения (по горизонтали, по вертикали, по диагонали) 49º, 34º,57º
Конструкция объектива (элементы/группы) 6/4 (схема Planar)
Число лепестков диафрагмы 7 лепестков
Минимальная диафрагма 22
Минимальная дистанция фокусировки (м) 0.3
Максимальное увеличение (x) 0.18
Стабилизатор изображения - нет
Привод автофокусировки STM
Водо-/пыленепроницаемый корпус - нет
Диаметр фильтра (мм) 52mm
Крепление байонета металл
Максимальные диаметр x длина (мм): 68,2 х 22,8 мм
Вес (г) 130 г

Как видит человеческий глаз? Ну, для начала мы смотрим двумя глазами. У нас есть центральное и периферическое зрение. Глаз - это линза, видит мозг. Для меня первоочередной вопрос это выбор фокусного расстояния. Переработав, полученную за 20 лет информацию, скажу что для кадра 24x36 мм это фокусное расстояние 43,27 мм. Почему же тогда полтинник? Исторически так сложилось. До 60-х годов XX столетия массовое изготовление линз без виньетирования края и потери разрешения по периферии было затруднительно. Было дешевле делать 50, вместо 40. А после 60-х - это было уже связано с работой зеркала, захвативших рынок SLR. Но разработки прототипа камеры с кадром 24x36 мм и штатным объективом в 40 мм велись Оскаром Барнаком вплоть до 1918 года....

Объектив маленький, я бы даже сказал очень маленький. Собран на совесть, добротно. Производство Малайзия. Маленькое кольцо сервопривода фокусировки лежит аккурат над пальцем, чем-то напоминая работу с фокусом в Leica M-системы. Подводки фокуса можно делать не переходя в мануальный режим. Чистого механического манула нет. Ручная фокусировка - сервопривод с пошаговой фокусировкой в новой системе STM (под работу в режиме видео). Автофокус тихий и быстрый. Никаких затруднений в условиях недостаточной освещенности я не ощутил, а в абсолютной темноте я не снимал. Объектив тестировал с камерой Canon EOS 5D Mark II. Везде открытая дыра, что априори не даёт лучшие показатели картинки. Посмотрим...

Начнем с портрета - самого распространенного жанра в фотографии.

Фото №1.

Все тестовые фотографии есть в версии с высоком разрешении. Для просмотра в высоком разрешении кликните по картинке. Не забудьте нажать на плюсик по фотографии, открывшейся в новом окне. :)


100% кпроп фотографии 47,55 x 31,7 см (5616 x 3744 px).


Карточка не шарпилась в фотошопе, Grayscale RAW конвертера.

Фото №2.
Параметры съемки: f/2.8, 1/40s, ISO 320, RAW.


Хорошо держит плоскость резкости (обе руки и лицо). Центр-край работает отлично!

Фото №3.


Минимальна дистанция фокусировки 30 см. На открытой дыре мизерная глубина резкости. Потрясающие эффекты и настроение!

Фото №4.
Параметры съемки: f/2.8, 1/80s, ISO 100, RAW, штатив.


40 мм позволяют работать в интерьере. Настроение открытой дыры можно и нужно эксплуатировать и здесь. Совет: при нехватке угла обзора снимите двумя кадрами под сшивку в фотошопе.

Фото №6.
Параметры съемки: f/2.8, 1/80s, ISO 100, RAW.


Я полюблю крупные планы, текстуры, фактуры, абстракцию. С блинчиком хорошо, можно с 30 см. На так любимом мною Leica 35mm f/1.4 Summilux-M ASPH. только с 70 см.

Ч/б фотографии мой приоритет. Так думает Leica. А что же цвет?

Фото №7.
Параметры съемки: f/2.8, 1/40s, ISO 160, RAW.


Как говорят художники - здесь килограммы цвета... Очень гармоничная передача монохрома в цвете.

Фото №8.
Параметры съемки: f/2.8, 1/125s, ISO 100, RAW.


Очень важный нюанс не только малый вес, но то что объектив очень короткий. Баланс по сути дела одной коробки Марка. Зазвонил телефон. Впервые в жизни снимал камерой SLR одной рукой. Вес объектива 130 г и Марк 810 г. В данном случае было даже преимущество перед Leica M, камерой только с ручной фокусировкой - автофокус...) Я подходил тихонько ближе. А птички то чуть-чуть подходили, то отходили, что требовало очень точной фокусировки на открытой дыре. И тем не мение, удалось одной рукой держать телефон, а второй продолжать съемку.

Фото №9.
Параметры съемки: f/2.8, 1/60s, ISO 100, RAW.


Как серьезный фотограф скажу просто, что без котейки обзор был бы не полным.)))

Фото №10.
Параметры съемки: f/3.5, 1/50s, ISO 100, RAW.


Линза обладает отличным микро-контрастом и разрешением. Общий контраст в цифре удел графического редактора в постпродакшн.

Фото №11.
Параметры съемки: f/8, 1/125s, ISO 100, RAW.


Чисто технический кадр на 8-ке (диафрагма). Объектив четко кроет пространство. Когда вам будет надо - всё будет резким. Это понадобиться при съемке пейзажей, архитектуры, в отдельных видах репортажа и прикладнине.

Отдельно хочу сказать о репродуцировании. Очень высокий потенциал: идеальная геометрия, отличная резкость, классные показатели "центр-край". В обзоре нет примера, так как пересъём газеты не репродукция.

Зона фокусировки слегка плавающая и на полностью открытой дыре дает "фронт" на миллиметры. Такое я видел в чужих обзорах (см. ссылки ниже). В моем объективе проблем на тему "фронт-бэк" с Canon EOS 5D Mark II нет.

Полезные ссылки из моих закладок на тему Canon EF 40mm f/2.8 STM.
Выражаю благодарность коллегам - авторам статей и тестов.
http://www.kenrockwell.com/canon/lenses/40mm-stm.htm
http://talktog.wordpress.com/2012/08/13/lens-review-canon-ef-40mm-f2-8-stm/
http://www.thephoblographer.com/2012/11/26/review-canon-ef-40mm-f2-8-stm/
http://www.the-digital-picture.com/Reviews/Canon-EF-40mm-f-2.8-STM-Pancake-Lens-Review.aspx

Клевый сайт с техническими тестами on-line с другими объективами:
http://lenstests.com/reviews/canon-ef-40mm-f2.8-stm

Важная информация по серийным номерам объективов со старой прошивкой (были проблемы с работой автофокуса на отдельных объективах).
Рекомендую до покупки ознакомиться с информацией на официальном сайте USA Canon.

Резюме:
Canon EF 40mm f/2.8 STM один из самых из самых невероятных в линейке Canon.
Резкий, точный, умный, красивый, маленький, легкий и невероятно дешевый.
Второго такого у Canon просто нет.

Статья адресована любителям и начинающим фотографам. Ребята, не бойтесь недорогой техники - бойтесь эксплуатировать ее неграмотно, не бойтесь маленьких бюджетов - бойтесь скучных сюжетов. Если я что-то упустил или у вас есть вопросы пишите в комментарии, я отвечу.

В завершении, отдельные слова благодарности моим друзьям и фотографам: Александру Стринадко, Руслану Измайлову и Василию Микулину за обмен информацией, предоставление мест для съемок, мотивацию и неподдельный интерес к фотографии!

p.s. Я официально прощаю компании Canon за трехлетнюю задержку прошивки под видео для моего Canon EOS 5D Mark II. Блинчиком порадовали! Ведь можете, когда хотите...)))


All rights reserved 2013 Yaroslav Bozhkov
Статья целиком или ее части (тексты, фотографии) не могут быть воспроизведены, растиражированы на любых носителях (электронные, бумажные, фотокопии) без письменного разрешения автора.

Объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM был анонсирован одновременно с камерой EOS 650D (Rebel T4i) и EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM. В этих двух объективах Canon впервые применил технологию шагового привода автофокуса, о чем говорит маркировка STM – Silent Stepper Motor. Такой привод автофокуса позволяет бесшумно перефокусироваться во время съемки видео, и это одна из причин, по которой эта технология хорошо зарекомендовала себя в объективах для беззеркальных фотокамер. В теории, новый EF 40mm f/2.8 STM должен прекрасно взаимодействовать с гибридной системой автофокусировки, которой оснащены современные камеры Canon, как зеркальные (EOS 700D и миниатюрная 100D), так и беззеркальные (EOS M).

Выбор Canon такого фокусного расстояния для новинки кажется немного странным – действительно, в линейке уже представлены множество фиксов 35мм и 50мм, и фотографы привычны к этим фокусным. Но выбор этот оправдан. Во-первых, оптическая схема 40мм позволяет создать весьма компактный объектив для 35мм зеркальных фотокамер, таким образом Canon встает в ряд с такими выдающимися производителями оптики, как Olympus, Pentax и Voigtlander. Во-вторых, многие фотографы считают, что именно 40мм, а не 50мм, соответствуют углу человеческого зрения на полном кадре.

Этот 40мм объектив является самым компактным в истории Canon – всего 22 миллиметра толщиной, и совсем невесомый (130 грамм). Производитель следует современной «моде» на ультра-компактные фиксы – ведь они совершенно не отягощают пользователя своими размерами и, таким образом, фотограф чаще берет камеру с собой. Несмотря на компактность, производитель не стал упрощать оптическую схему и даже применил асферический элемент для борьбы с аберрациями. Canon использует 6 элементов в 5 группах, в то время как ближайший эквивалент, Pentax SMC DA 40mm F2.8 Limited, построен по принципу 5 элементов в 4 группах, но при этом корпус объектива от Pentax еще легче и компактнее.

Canon EF 40mm f/2.8 STM весьма недорог – всего £150 / $199, это второй по доступности объектив производителя. Всё бы ничего, но проблема заключается в том, что его ближайший конкурент EF 50mm f/1.8 II дешевле в два раза и светосильнее почти на целую ступень. Еще одна опция, пусть слегка более дорогая, – это широко известный EF 35mm f/2.0, один из первых объективов системы EOS.

Ниже мы опишем поведение объектива на полнокадровой камере и на кропнутой матрице формата APS-C.

Работа на матрицах с кроп-фактором 1.6х

Резкость Резкость на кропнутой матрице весьма впечатляет – объектив показывает весьма хорошие результаты уже на открытой диафрагме. Нет необходимости увеличивать диафрагменное число ради одной только резкости, однако вплоть до F11 и выше, где дифракция ухудшает качество картинки, к работе объектива не возникает вопросов
Хроматические аберрации Хроматика очень мала, лишь в углах кадра иногда можно заметить зеленые или пурпурные ореолы у контрастных объектов
Виньетирование Как всегда, при установке полнокадровых объективов на кропнутую матрицу, виньетка практически незаметна
Дисторсия Наличествует крайне незаметная невооруженным взглядом бочкообразная дисторсия

Работа на полнокадровых матрицах

Резкость Резкость очень высока и равномерна по всей площади кадра даже на диафрагме F2.8, и остается таковой вплоть до F11, где свою отрицательную роль начинает играть дифракция. Даже на диафрагме F22, если вам вдруг нужна глубина резкости, как на мыльнице, объектив выдает вполне приличный результат
Хроматические аберрации Аберрации очень малы – более того, мы с уверенностью заявляем, что они даже ниже, чем на кропнутой матрице
Виньетирование Яркость в углах падает на 1.7 стопа на диафрагме F2.8; это больше, чем тот же показатель у других, более светосильных, фиксов, закрытых до F2.8. Однако снижение яркости очень плавное, что делает его незаметным глазу наблюдателя
Дисторсия Всего 0,7% бочкообразной дисторсии на полном кадре – никаких серьезных показателей

На первый взгляд, объектив Canon EF 40mm f/2.8 довольно невзрачен, его малый размер и стоимость заставляет задумываться о том, чем решили пожертвовать в инженерии Canon в угоду этим качествам. Но стоит немного поснимать и изучить фото, сделанные данным объективом, как все сомнения как рукой снимает – это действительно очень качественный объектив. Основной недостаток – довольно малая, по сравнению с конкурентами, светосила, но это расплата за малые габариты – этот объектив практически незаметен в кофре фотографа!

На качество картинки здесь тоже грех жаловаться – резкость 40мм объектива весьма впечатляет даже на открытой диафрагме, не говоря уже о рабочем диапазоне F5.6 – F11. Хроматика и аберрации весьма малы. Небольшой недостаток - яркость в углах падает на 1.7 стопа на диафрагме F2.8; это больше, чем тот же показатель у других, более светосильных, фиксов, закрытых до F2.8. Но плавное снижение яркости делает его незаметным и позволяет легко скорректировать в фоторедакторе. К тому же, все зеркалки Canon могут убирать виньетирование автоматически при съемке в JPEG.

В полевых условиях Canon EF 40mm f/2.8 замечательно проявил себя. Он дает отличные результаты как на кропе, так и на полном кадре, и обладает достойным боке. Незащищенная передняя линза подразумевает, что объектив весьма подвержен засветке при слишком ярком свете в кадре, так что об это не стоит забывать во время съемки. К сожалению, в комплекте отсутствует бленда, но для борьбы с бликами всегда можно использовать стандартную резьбовую 55мм бленду.

Работа автофокуса и ручная фокусировка

Автофокус здесь не самый быстрый, возможно, из-за того, что двигается оптическая группа целиком, но при этом вполне тихий и плавный. Электронный шаговый мотор автофокуса работает без нареканий, гораздо лучше, чем механический привод в более дешевых моделях, таких как 50mm f/1.8 II. Следует помнить об одном нюансе – положение блока линз нельзя поменять, вращая кольцо фокусировки, если объектив снят с камере. Следите за тем, чтобы группа линз не выступала за габариты объектива, когда вы убираете его в сумку, ведь так легко можно повредить нежный механизм.

Одно из неоспоримых достоинств привода автофокуса STM – возможность тихо и плавно перефокусироваться при съемке видео, – особенно полезно на последних моделях зеркалок Canon, оснащенных тачскрином. Но, к сожалению, в теории здесь всё обстоит лучше, чем на практике – 40мм объектив при видеосъемке перефокусируется тихо, но не настолько уверенно, как новейший китовый объектив EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM. Из-за медленного мотора автофокуса 40мм объектив не всегда корректно работает в связке с зеркалками Canon, оснащёнными гибридной системой автофокусировки – фокус слегка рыскает, прежде чем навестись точно на цель.

Многие фотографы будут удивлены таким выбором фокусного расстояния – 40мм это довольно нераспространенный показатель на полнокадровых камерах, как и 64мм эквивалентного фокусного на APS-C сенсорах. Не рискнем назвать EF 40mm f/2.8 STM идеальным универсальным объективом на кропе, и уж тем более не будем рекомендовать его как единственный объектив; зато как дополнение к китовому объективу он великолепен. 40мм на кропе можно использовать для плечевых портретов, а высокая, по сравнению с китовым объективом EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM, светосила дает возможность при желании размывать задний план и снимать в условиях плохой освещённости.

На полном же кадре, наоборот, линза представляет собой замечательный универсальный объектив, при этом очень близкий, по убеждениям многих, по углу зрения к человеческому вгляду. В паре с камерами серии EOS 6D и 5D объектив образует замечательный тандем: сравнительно малая для фикса светосила компенсируется малошумящей матрицей полнокадровой камеры. Хотя, если вы любите снимать с минимальной глубиной резкости и всё свободное время посвящаете изучению рисунка боке, этот объектив не будет первым в вашем списке на покупку.

Встает вопрос – а конкурент ли 40мм объектив старшим моделям, таким как EF 50mm f/1.8 II , EF 35mm f/2 или более дорогому EF 50mm f/1.4 USM? Тестовые съемки в студии показали, что разница в картинке весьма умозрительна, и объективы ведут себя примерно одинаково на одних и тех же диафрагмах. И, следовательно, выбор здесь в основном зависит от цены, особенностей и размеров каждого из представленных объективов. Если на первом месте стоит компактность и не столь важна светосила – то выбор очевиден, это Canon EF 40mm f/2.8. Если же вам по душе акцентировать внимание зрителя на деталях за счет малой глубины резкости, то один из упомянутых выше полтинников отлично вам подойдет (однако фотографам с тонким художественным вкусом следует помнить, что младший 50мм объектив оснащен 5-лепестковой диафрагмой и в некоторых случаях дает в зоне нерезкости не самые красивые пятиугольники).

Заключение

Объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM – тот случай, когда впечатляющая картинка мгновенно разрушает возникшее было из-за малой цены и размеров предубеждение. Для фотографов с камерами формата APS-C это стекло – отличное дополнение к китовому объективу, для пользователей полного кадра – замечательный универсальный объектив. Технология STM отлично работает, качество сборки тоже на высоте.

Воистину, рынок компактных светосильных фиксов переживает второе рождение в наше время, такие шедевры оптики, как Panasonic Lumix G 20mm F1.7 ASPH и Samsung NX 30mm F2, доказали, что качество картинки не всегда является жертвой компактности. Canon долго медлил, прежде чем выступить в этом сегменте, однако дебют получился впечатляющим - EF 40mm f/2.8 STM занимает видное место среди своих одноклассников.

Технические характеристики

Стоимость $199/£149/€199
Совместимые камеры 35мм зеркальные камеры
Фокусное расстояние 40мм
Эквивалентное фокусное расстояние (для камер формата APS-C) 64мм
Диагональный угол зрения (полный кадр/кроп-фактор 1.5) 56°/37°
Максимальная диафрагма F2.8
Минимальная диафрагма F22
Оптическая схема 6 элементов в 4 группах, 1 асферический элемент
Число лепестков диафрагмы 7, скруглённые
МДФ 0,3м
Максимальное увеличение 0,18х
Тип автофокуса STM, Silent Stepper Motor, с возможностью ручной дофокусировки
Стабилизатор изображения отсутствует
Размер резьбы под фильтры 52мм, не вращается при фокусировке
Комплект поставки передняя и задняя крышки; опционально бленда ES-52
Вес 130 г
Размеры 68мм*22мм
Байонет Canon EF

Предисловие

Тестирование оптики - задача непростая. И дело тут даже не в трудоемкости испытаний, а кое в чем другом. Качество объектива - понятие во многом субъективное: для кого-то качество оптики определяется исключительно резкостью фотографий, для кого-то - рисунком, еще для кого-то - целым рядом других параметров… Мы же в своем тестировании постараемся сделать упор на субъективные впечатления от работы объективов и получаемого с их помощью изображения. Ну а для любителей инструментальных измерений мы предоставим снимки тестовой мишени при всех значениях диафрагмы (по ним вы сможете сравнить резкость, которую обеспечивают различные модели объективов), а также снимки сетки для определения дисторсий. Для тестирования всех объективов использовалась одна и та же камера - Pentax K20D.

SMC Pentax DA 40mm f/2.8 Limited

Серия Limited является по-своему уникальной. Аналогов ей нет ни у одного производителя. Например, Canon производит объективы с индексом L, а Sony (а ранее - Minolta) - с индексом G, но это просто линейки оптики высшего класса. Серию Limited отличает иное свойство, которое можно выразить одним словом - оригинальность. Это необычные объективы с особой внешностью и рисунком. Впрочем, в их качестве тоже не приходится сомневаться. Первым представителем семейства «лимов», попавшим к нам на тест, стал SMC Pentax DA 40mm f/2.8 Limited.

Как и некоторые его собратья, это очень компактный объектив (так называемый «блинчик»). Его размеры не идут ни в какое сравнение с размерами самой зеркалки. Оправа объектива полностью изготовлена из металла. Даже крышка - и та металлическая. Кстати, крышка крепится не на защелках, а навинчивается на резьбу. Разблокировка фокусировочного кольца происходит сразу после того, как автофокус наведется на резкость. Благодаря этому можно легко и оперативно поправить фокусировку вручную. Скорость работы автофокуса с SMC Pentax DA 40mm f/2.8 Limited оказалась очень высокой. Еще бы: подвижный блок линз совсем крошечный.

Объектив предназначен для использования как с цифровыми камерами (формат матрицы APS-C). Но на официальном сайте производителя сказано, что возможна его применение и на пленочных фотоаппаратах с некоторыми ограничениями. Непривычное фокусное расстояние (40 мм) на практике оказывается очень удобным, если речь идет о «полукадровой» матрице. В то время как «полтинник» на цифровой зеркалке превращается практически в портретный объектив, 40-миллиметровый «лим» имеет эквивалентное фокусное расстояние 60 мм. Соответственно, его одинаково удобно использовать как для жанровой, так и для пейзажной съемки. Вполне годится он и для портретов, в которых не нужен крупный план. Для классического портрета он не подойдет из-за искажений, обусловленных коротким фокусным расстоянием: слишком уж «вытягивается» лицо портретируемого.

Ну что же, пришло время поговорить и о таком субъективном параметре, как рисунок. Этот объектив близок по фокусному расстоянию как к SMC-FA 35мм f/2.0 AL, так и к «полтиннику» 50/1.4. Однако в плане рисунка он не имеет с ними ничего общего! В этом он скорее напоминает старый добрый Индустар-50, которым комплектовались некоторые модели «Зенитов». Впрочем, и внешне Индустар выглядит почти как SMC Pentax DA 40mm f/2.8 Limited. Возможно, это обусловлено схожестью оптических схем.

SMC Pentax DA 40mm f/2.8 Limited обязан своим своеобразным рисунком тессароподобной оптической схеме. Известно, что рисунок в зоне нерезкости во многом определяется формой блика. В этом объективе единичная точка в зоне нерезкости размывается и превращается в круг с жесткими контрастными краями. Однако к двоению боке это не приводит. Ветки и травинки заднего плана не двоятся, а кажутся будто нарисованными кистью. Впрочем, резкие границы блика накладывают свой отпечаток: «мазки кисти» смотрятся довольно жестко. В целом, боке этого объектива может довольно сильно пестрить. Из-за жесткости рисунка яркие мелкие пятна заднего плана в зоне нерезкости зачастую создают эффект рыбьей чешуи.

Как видите, рисунок объектива весьма своеобразен. Более того, он узнаваем. Вряд ли вы сумеете найти нечто подобное в линейках оптики других производителей. Объектив имеет собственный довольно жесткий характер. Кому-то он придется по душе, кому-то - нет. Но ведь и оптика серии Limited рассчитана не на каждого.

Объектив вполне резкий по центру даже при открытой диафрагме. Однако на контрастных границах могут появляться небольшие светлые ореолы, вызывающие легкий софт-эффект. Детализация из-за этого не снижается, но визуально изображение выглядит чуть менее контрастным и более мягким. На периферии кадра при открытой диафрагме резкость сильно падает. В то же время при диафрагмировании на одну ступень софт-эффект исчезает полностью, а контрастность изображения и резкость на периферии значительно повышаются. Максимальная резкость как по центру, так и по краям кадра достигается при диафрагмировании до f/8-f/11. Уровень хроматических аберраций сравнительно низок.

Также у SMC Pentax DA 40mm f/2,8 Limited есть небольшая бочкообразная дисторсия. Но существенного влияния на качество изображения она не оказывает. Слабое виньетирование присутствует на открытой диафрагме. Но при диафрагмировании до f/5,6 от него не остается и следа.

Наше резюме

Интересный объектив с индивидуальным рисунком и своеобразной «внешностью». Фокусное расстояние 40 мм делает его подходящим как для жанровой съемки (например, в путешествиях), так и для пейзажной фотографии. А благодаря своим размерам и весу SMC Pentax DA 40mm f/2.8 Limited является по-настоящему уникальным. Вряд ли вам удастся найти более компактный автофокусный объектив.

Артем Кашканов, 2014

Многие фотолюбители по мере накопления опыта приходят к мысли попробовать поснимать с объективом с фиксированным фокусным расстоянием (фиксом). О достоинствах и недостатках фиксов по сравнению с зумами, наверное, знают все - фиксы светосильнее, резче, компактнее, дешевле чем зум-объективы, однако последние имеют значительное преимущество в удобстве использования - вместо того, чтобы бегать в поисках нужной точки съемки и ракурса, чаще всего достаточно лишь повернуть кольцо зума.

Тем не менее, фотолюбитель, попробовавший после китового объектива поснимать на фикс, пусть даже недорогой, чаще всего этот фикс себе покупает взамен или в дополнение к китовому объективу.

В данной статье пойдет речь о двух фиксах Canon стоимостью до 200 долларов, которые пользуются наибольшей популярностью среди фотолюбителей, а именно:

  • Canon EF 50mm 1:1.8 II
  • Canon EF 40mm 1:2.8 STM

Мы не жадные, мы экономные!

Мне как-то высказали в комментариях к одному из материалов - "Уж если вы снимаете полным кадром, неужели так трудно было накопить на что-то более серьезное, например, хотя бы на Canon 50/1.4?" Нет не трудно, даже если не 1.4, а 1.2. Но у меня такая жизненная позиция, что я не склонен вваливать деньги в те вещи, финансовая отдача от которых сомнительна. Фототехника для меня не является основным средством производства (как бы это для многих странно не звучало). Мне гораздо интереснее создавать кадры, радующие глаз, при помощи относительно недорогой техники. Надо сказать, это иногда даже получается...

Покупка недорогого Canon 40mm 1:2.8 - не воплощение "мечты идиота", а очередной шаг в творческом пути. Объектив был куплен в качестве "тревел-фикса", то есть нечто легкое, компактное и универсальное, превращающее полнокадровую зеркалку из кирпича, оттягивающего шею во что-то подобное советскому ФЭДу или буржуйской "Лейке" (размечтался! :)) - в карман не положишь, но висит на шее и не напрягает своим весом и габаритами.

До этого у меня был большой опыт использования "полтинника" Canon 50mm 1:1.8 II в качестве штатного объектива, но лично меня он не очень устраивал - постоянно хотелось иметь чуть-чуть больший угол поля зрения - так уж сложилось, что у меня мозги лучше заточены под широкий угол. Про технические недостатки пока промолчу - они, так или иначе, присутствуют у любого устройства, даже самого дорогого.

Итак, немного об объективах...

Что о них пишут в интернете?

Canon EF 50mm 1:1.8 II

Этот объектив пришел к нам еще из пленочной эпохи, что, впрочем, не помешало ему хорошо прижиться на цифре. Оптическая схема "полтинников" отлаживалась и оттачивалась десятилетиями, поэтому сейчас уже сложно придумать что-то новое. Это младший из объективов Canon с таким фокусным расстоянием, в котором максимально удешевлено все, что можно было удешевить. Корпус целиком выполнен из пластмассы, внешний вид объектива довольно унылый. В распоряжении фотографа есть узенькое колечко фокусировки, которое со временем начинает издавать пошлый пластмассовый скрип (если поворачивать вручную). Автофокус приводится в действие жужжащим моторчиком. Попытка вручную скорректировать фокус без перехода в ручной режим чревата поломкой этого жужжащего моторчика.

Любимые поводы для издевок со стороны "пафосных фотографов" - характерный резкий рисунок боке на прикрытой диафрагме (который при ближайшем рассмотрении похож на 5-угольные гайки) и исключительная мягкость картинки при открытой диафрагме. Еще объектив часто ругают за нестабильную работу автофокуса, который даже после юстировки умудряется промахиваться то в одну, то в другую сторону. По своему опыту скажу, что такая проблема действительно была на тушках 300Д, 400Д, но когда я поставил этот объектив на 5Д, автофокус стал работать немного точнее (хотя до идеала далеко).

В активе у "полтинника 1.8" - исключительно резкая картинка, начиная с диафрагмы 4. Цветопередача нейтральная - нельзя сказать, что цвета блеклые, но картинка зачастую получается слишком уж реалистичной - хочется чуть прибавить насыщенности. Объектив неплохо справляется с портретной съемкой, для которой мягкость - скорее не порок, а благо. Художественным этот объектив если и можно назвать, то с большой натяжкой. Хоть с ним и можно поладить, характер у объектива довольно скверный.

Canon EF 40mm 1:2.8 STM

Этот объектив еще совсем новичок в модельном ряду оптики Canon. Его характерная особенность - исключительная компактность. Кому-то из "пафосных фотографов" его вид может показаться глупым и несуразным, и по этой причине они никогда не нацепят его на свою "благородную" тушку, привыкшую к здоровенным "элькам" и мануальным "цейссам".

Судя по всему, изначально этот фикс задумывался преимущественно для видеосъемки (иначе, зачем ему STM?), однако, по результатам опытов и исследований, проведенных авторитетными обозревателями (например, на Фотозоне) он замечательно проявил себя и при фотосъемке, "порвав" по многим параметрам классические "полтинники" и "тридцать-пятники", столь популярные среди приверженцев фиксов.

Естественно, не обходится из недостатков. Главный из них - выезжающий "хоботок", который является слабым местом объектива в случае ударов, падений, задеваний за что-нибудь и так далее. Еще объектив имеет довольно сильное виньетирование на открытой диафрагме - это разочарует любителей панорамной съемки.

Извечный вопрос - как работает STM-объектив на тушке, не поддерживающей STM? Работает и вполне успешно. Скорость фокусировки у Canon EF 40mm 1:2.8 STM сравнима с Canon EF 50mm 1:1.8 II, может быть чуть-чуть помедленнее, но точность ощутимо выше - всегда попадает с первого раза. Кто-то жалуется на шумную фокусировку, лично мне она таковой не показалась (особенно по сравнению с жужжащим "полтинником"). Хотя на видеозаписи звук фокусировки будет, скорее всего, слышен - проверить нет возможности, так как мой "первопятак" видео не снимает.

Что греха таить, в Инетренете написано много и, по большей части, правильно... Но я решил провести свое тестирование - неторопливое и углубленное.

Сдать их на опыты!

Сравнение разрешающей способности

За основу были взяты результаты исследований с сайта photozone.de. Я свел результаты замеров разрешающей способности в 2 таблицы (по центру кадра и в углу кадра) и на их основе построил два графика. Посмотрим, что из этого получилось...

Единица измерения разрешающей способности - количество горизонтальных линий на высоту кадра (lw/ph - line widths per picture height). Если результат больше 3000 lw/ph, это очень хорошо, если меньше - то не очень. Результаты приведены для камеры Canon EOS 5D Mark II.

Видно, что резкость у обоих объективов примерно сопоставимая - полтинник чуть резче по углам на зажатой диафрагме, сороковник ощутимо резче F/2.8.

"Полтинник" хоть и превосходит "сороковник" по заявленной светосиле, но диафрагма F/1.8 у него присутствует, скорее, для галочки. Картинка на F/1.8 у "полтинника" очень мягкая, по углам заметное виньетирование, в зоне размытия - хроматические аберрации, то есть диапазон диафрагм F/1.8-F/2.5 можно назвать "условно рабочим". Реально рабочий диапазон диафрагм у "полтинника" начинается примерно с F/2.8 - картинка становится более-менее четкой, пропадает "мыло" по углам, но в зоне боке начинают появляться "гайки". Настоящая резкость приходит на F/4.

"Сороковник" хоть и не хватает звезд с небес в плане заявленной светосилы (1:2.8 - для фикса довольно скромное значение), но диафрагма F/2.8 у него абсолютно рабочая - резкость есть и по центру и по углам кадра.

Рисунок размытия (боке)

Размытие заднего плана - один из решающих факторов, которые сподвигают фотолюбителя на приобретение светосильного фикса. Как уже было сказано выше, на "полтинник 1.8" жалуются за его своеобразное боке. Давайте попробуем сравнить рисунок размытия у "полтинника" и "сороковника".

К сожалению, у меня нет в распоряжении фотостудии, в которой можно было бы смоделировать какую-то художественную композицию для оценки боке. Тестовые снимки, приведенные ниже сделаны в бытовых условиях, за что заранее прошу меня простить. В качестве точечных источников света выступает елочная гирлянда, развешенная на сушилку для белья. Фотоаппарат стоит на штативе примерно в метре от данного объекта. Резкость наведена на минимально возможное расстояние, так чтобы фонарики на заднем плане были максимально размыты. Поскольку минимальная дистанция фокусировки у объективов разная (у "сороковника" 30 см, у "полтинника" - 45 см), масштаб боке отличается - у "сороковника" оно в приведенных примерах выглядит чуть крупнее.

На полностью открытой диафрагме рисунок размытия у этих объективов очень похож, за исключением масштаба - "полтинник" в виду большего фокусного расстояния и большего относительного отверстия размывает сильнее. В центре кадра "бокешки" имеют идеально круглую форму, но ближе к краям - сплющиваются и становятся по форме похожими на кошачьи глаза.

При закрытии диафрагмы "сороковник" ведет себя очень хорошо - пятнышки боке остаются круглыми. В этом заслуга 7-лепестковой диафрагмы, которая дает отверстие по форме близкое к кругу при любом диафрагменном числе. "Полтинник" по прежнему рисует гайки. Та же самая тенденция сохраняется и при диафрагме 5.6. Кстати, у "сороковника" при зажатии диафрагмы до 4 и более "кошачьи глазки" по краям кадра пропадают.

Canon EF 40mm 1:2.8 STM - диафрагма 5.6

Canon EF 50mm 1:1.8 II - диафрагма 5.6

При диафрагме 5.6 эксперимент уже нельзя считать чистым - из-за увеличившейся ГРИП начинает проявляться форма источников света (лампочки гирлянды), из-за этого источники света уже не могут восприниматься как точечные.

На основании приведенных выше примеров, можно придти к выводу, что в полевых условиях "полтинник" в большинстве случаев может размыть фон сильнее "сороковника" за счет большего фокусного расстояния и большего максимального диафрагменного отверстия. Однако, при съемке с близкого расстояния "сороковник" оказывается в лидерах в плане размытия - все же минимальная дистанция фокусировки 30 см против 45 см - большое преимущество для тех, кто будет использовать объектив для съемки натюрмортов, цветов, предметной съемки.

"Полтинник", в погоне за степенью размытия проигрывает в его качестве. Ложкой дегтя, которая его губит, является 5-лепестковая диафрагма, отверстие которой имеет форму пятиугольника, с этим рисунок размытия может показаться слишком назойливым и даже раздражающим (хотя, иногда такое боке можно использовать как часть художественного замысла). Единственное значение диафрагмы, при котором боке более-менее "правильное" - F/1.8 (правда при этом резкость картинки не выдерживает никакой критики - см. графики разрешающей способности).

"Сороковник" размывает фон слабее, но делает это гораздо аккуратнее. Форма пятнышек остается близкой к круглой при любом значении диафрагмы.

Можно ли фотографировать на F/2.8 в помещении без вспышки, или все же лучше F/1.8?

Естественно, с точки зрения съемки в помещении объектив с рабочей диафрагмой F/1.8 будет как нельзя кстати - светосилы много не бывает. Однако, "рабочая F/1.8" - это не про "полтинник 1.8" - его низкая точность автофокуса не совместима с малой ГРИП, в итоге имеем огромный процент брака. Я просмотрел кучу фотографий из домашнего архива и убедился, что все более-менее резкие фотографии сделаны "полтинником" на диафрагме начиная от F/2.8.

На F/2.8 в помещении фотографировать можно, но только с условием, что фотоаппарат имеет рабочее ISO не меньше 1600, а лучше - 3200. При типичных условиях освещения городской квартиры, на ISO1600 при F/2.8 выдержка составляет 1/30-1/50 секунды - это уже на грани шевеленки (особенно на кропе). При ISO3200 выдержка, соответственно, сокращается в 2 раза - 1/60...1/100 секунды.

Если освещение приглушенное, съемка, в принципе, тоже возможна - в режиме "М" фиксируете выдержку 1/40 секунды, диафрагму 2.8 и снимаете на максимальном "рабочем" ISO в RAW. Пусть изначально фотографии получаются слишком темными - потом можно сделать положительную экспокоррекцию в Lightroom или другом RAW-конверторе. Фотографии при этом получаются хоть и довольно шумные, но все же пригодные для печати небольшим форматом. Можно, конечно, снимать и в Jpeg, но результат при этом будет намного хуже.

Если вы чувствуете, что светосила "сороковника" вас не устраивает, рекомендую смотреть в сторону "полтинника", но более дорогого - Canon EF 50mm 1:1.4 USM - у него, в отличие от младшего брата, диафрагму F/2 можно считать рабочей.

Что можно фотографировать "сороковником" на полном кадре?

Как раз на следующий день после покупки я был приглашен фотографировать церемонию вручения призов победителям конкурса РОСТ на Нижегородской Ярмарке. Я решил, что это неплохой вариант боевого крещения для обновки. Естественно, в качестве основного объектива изначально предполагался Canon EF 24-105mm 1:4L - им я отснял первую часть мероприятия. Когда был перерыв, я снял "эльку" и внешнюю вспышку и нацепил "блинчик". Задача - пофотографировать выставочные стенды, зрителей, организаторов мероприятия - постановочно и непостановочно.

К сожалению, освещение было не очень хорошее - слабые лампы накаливания (зато много), из-за этого ББ безнадежно уходил в желтизну, приходилось иногда поднимать ISO, вплоть до максимального для 5D ISO3200. Естественно, это отразилось на качестве фотографий - резкость немного "ушла" из-за шумов. Фотографии, приведенные ниже, только для оценки угла охвата объектива, его глубины резкости на максимальной диафрагме, не более того...

При съемке в больших залах особой разницы между "сороковником" и "полтинником" нет - плюс-минус 1 шаг вперед или назад. Но если назад шагать некуда, или вокруг полно других "папарраци", стремящихся вставить вам в кадр свою спину, преимущество "сороковника" очевидно...

Вывод - на полном кадре "сороковник" неплохо себя проявит для съемки групповых портретов, одиночных портретов в обстановке. И, самое интересное - им можно снимать репортаж! Это в какой-то степени "шпионский" объектив. Из-за компактности аппаратуры вы привлекаете меньше внимания и люди ведут себя более естественно. При диафрагме 2.8 задний план получается заметно размытым, а глубина резкости достаточна для фотографирования не просто лица человека (как, скажем, у 50/1.4), а еще и объектов, которые окружают этого человека. Учитывая хорошую резкость на F/2.8, объектив мне очень понравился в качестве репортажного фикса.

Крупным планом людей лучше не фотографировать - становятся заметными искажения.

Для пейзажа "сороковник" вполне неплох, и особенно хорошо проявляет свои сильные стороны при утренней/вечерней съемке, когда освещение не очень хорошее. Ниже приведен пример фотографии, сделанной вечером в деревне (кликните по картинке, чтобы открыть в полном размере):

Для полностью открытой диафрагмы резкость весьма неплохая. Замеченные недостатки - ощутимое виньетирование и небольшое замыливание самых уголков (обратите внимание на правый верхний угол), судя по всему, из-за кривизны поля изображения. Если виньетирование при закрытии диафрагмы ощутимо уменьшается, то кривизна остается - 98% картинки резко, но самые уголки чуть размыты.

Еще объектив обладает Canon EF 40mm 1:2.8 STM не самой лучшей бликоустойчивостью. Особенно сильно этот недостаток проявляется при ночной съемке, если в кадр попадает яркий источник света (например, фонарь).

Кстати, таким же недостатком страдает и "полтинник 1.8":


Когда я показал домашним эту фотографию и сказал, что это привидение, некоторые поверили и плохо спали в ту ночь:)

Приведенные выше примеры, на мой взгляд, подтверждают, что объектив делает свою работу на твердую четверку (без учета стоимости). Если же принять во внимание стоимость (я взял его за 5300 рублей), то Canon EF 40mm 1:2.8 STM - безусловная удача Canon!

Что можно фотографировать "сороковником" на кропе?

На кропе Canon EF 40mm 1:2.8 STM - совсем другой объектив. Если на полном кадре его можно было назвать "объективом для сюжетов", то на кропе он "объектив для фрагментов". Попробуем смоделировать ситуацию, если бы у меня тогда в руках была кропнутая камера...

Этот кадр показывает основное предназначение "сороковника" на кропе - портретник для не самых крупных планов. С этой задачей он справляется вполне успешно. Но если возникнет нужда снимать в стесненных условиях, вас, возможно, будет ждать разочарование:

Сюжет стал совершенно другим. Если на заднем плане повесить карту, то картинка будет напоминать прогноз погоды:) Кстати, эта ассоциация возникла неспроста! Объектив изначально создан для видеосъемки (в нем фокусировка STM - фишка чисто для видео, которую на данный момент поддерживают только кропнутые зеркалки) и лучше всего он проявит себя для записи видео с диктором, различного рода интервью - фокусное расстояние вполне удобно для таких задач, плюс - хорошая светосила позволит не слишком сильно повышать ISO при плохом освещении (ведь не всегда в домашней студии есть мощный свет).

При съемке с близкого расстояния (1.5-2 метра) "впихнуть" в кадр больше одного человека сложно. Репортажная съемка, выполненная таким образом, не будет раскрывать всей сути снимаемого сюжета.

Подведем итоги

По своему опыту могу сказать, что Canon EF 50 1:1.8 II - отличная рабочая лошадка. Это одновременно самый дешевый и один из самых резких объективов (на прикрытой диафрагме) стоимостью до 1000 долларов. При определенном умении можно получать с его помощью замечательные фотографии. На кропе объектив неплохо проявит себя при съемке домашних портретов - взрослых и детей. Этому объективу я обязан сотнями замечательных фотографий в своем семейном альбоме. Полностью потенциал данного объектива раскрывается на полном кадре, тогда помимо портретной съемки он в определенной мере пригоден и для пейзажа. Однако, если вы избаловали себя широкоугольниками, объектив 50 мм может казаться для вас откровенно узким и будет требовать длительного привыкания.

К объективу Canon EF 40mm 1:2.8 STM я, если честно, изначально относился скептически, но когда попробовал его в работе, кардинально поменял о нем мнение. После нескольких дней использования я убедился в том, что новый объектив практически по всем параметрам превосходит "старичка" EF 50mm 1:1.8 II.

Начнем с конструктива. Качество изготовления у Canon EF 40mm 1:2.8 STM не вызывает нарекания - металлическое крепление байонета, не самый дешевый пластик, плавный ход кольца фокусировки.

Качество изображения при съемке на прикрытых диафрагмах у объективов сопоставимое, на F/2.8 "сороковник" ощутимо резче "полтинника".

Рисунок размытия у "сороковника" более правильный - яркие точки в зоне размытия превращаются в симпатичные круглые пятнышки. "Полтинник 1.8" похожий рисунок размытия дает лишь на F/1.8 и при малейшей попытке зажать диафрагму (чтобы улучшить резкость и/или увеличить ГРИП) мгновенно превращает их в пятиугольники.

"Сороковник" превосходит своего соперника по точности автофокуса, но, по ощущением, чуть проигрывает ему в скорости (самую малость).

Естественно, у "сороковника" есть ряд недостатков, но их никак нельзя назвать существенными - это скорее особенности. Во-первых, при фокусировке у объектива выезжает "хобот", то есть, теоретически есть возможность попадания вовнутрь пыли. Это же является причиной небольшого зуммирования при фокусировке - с уменьшением дистанции до объекта реальное фокусное расстояние чуть увеличивается. Во-вторых, ручная фокусировка работает только когда фотоаппарат включен. Кольцо фокусировки не сообщается с механизмом напрямую, а дает команды по смещению линз шаговому двигателю. Имеется возможность ручной поправки фокусировки "на лету", но только при полунажатой кнопке спуска.

Попробуем свести все факторы в сравнительную таблицу...

Как вы видите, многое говорит в пользу "сороковника".

Я намеренно не указываю области применения объективов с учетом их фокусных расстояний - это каждый решает для себя, с учетом того, что он намерен снимать и на какую камеру (кропнутую или полнокадровую). Этими объективами можно снимать большой спектр сюжетов. Лично я покупал Canon EF 40mm 1:2.8 STM как легкий и в меру широкоугольный (на полном кадре) фикс для путешествий. Объектив ощутимо "свежее", чем "полтинник" - сделан более добротно, гораздо более предсказуем в работе и честно отрабатывает заявленные характеристики. К тому же очень легкий и компактный.

Canon EF 50mm 1:1.8 II - хороший объектив за свои деньги, но чувствуется, что он морально устарел. Очень хочется видеть его обновленную версию с более точной USM или STM-фокусировкой, 7-лепестковой диафрагмой и с меньшим количеством "мыла" на открытой диафрагме. Даже если он будет стоить в 2 раза дороже, чем существующая версия, думаю, он будет иметь большой успех на рынке. Однако, официальных заявлений от Canon об обновлении данного объектива пока не поступало.

Добавлено 28.10.2015г. Бинго!!! Canon будто бы услышал меня и выпустил обновленный с приводм STM и 7-лепестковой диафрагмой:)

Если подвести итог всей статьи одной фразой, то она будет звучать так - я долго пользовался объективом Canon 50mm 1:1.8 II, он мне нравился, но после того, как я подсоединил к камере объектив Canon EF 40mm 1:2.8 STM возвращаться к "полтиннику 1.8" уже нет никакого желания .

Счастливый момент в жизни – покупка новой камеры. Естественно, хочется зеркалку (особенно, если до этого не было), и крутую, и напичканную всевозможными возможностями, и фулфрейм, если денег хватает. И, конечно, объектив побольше, помассивнее, потяжелее. И батарейную рукоятку в придачу.

Но проходит совсем немного времени и понимаешь, каким был дураком – таскать на себе 100500 кг техники не хочется иногда даже на съемку, не то что на прогулку. И начинаются поиски возможностей минимизации масо-габаритных показателей. Бустер, телевик, вспышка – все это летит в шкаф. А на тушку надевается какой-то компактный «блинчик», который подойдет для всего повседневного. И именно такой объектив у нас сегодня на тесте – Canon EF 40mm F2.8 Macro STM.

Первый взгляд на корпус определиться с материалом вряд ли поможет – то ли очень качественный пластик, то ли метал, покрытый матовой черной краской. В итоге после пятиминутных постукиваний и поклациваний становится понятно – пластик. Байонет металлический, что повышает стойкость и живучесть – можно не переживать даже при весьма агрессивных условиях эксплуатации.

Длина объектива – всего ничего, каких-то 2 см с байонетом. Так что с небольшими зеркалками, типа Canon EOS 100D – , можно легко – размеры будут примерно как у больших беззеркалок. То есть, поместятся даже в небольшую женскую сумку. Органов управления – минимум. Под большим пальцем левой руки расположен рычаг переключения между ручной и автоматической наводкой на резкость. На конце объектива – пластиковое колесо с текстурой под тракторную резину. Но рука не скользит.

Автофокус работает хорошо и быстро, но все-таки в условиях плохого освещения могут отмечаться проезды назад/вперед. Скажем спасибо установке пошагового отверточного мотора. Шум, как вы сами понимаете, – обычное дело. В повседневной жизни его слышно не будет, но вот снимать церемонию, где все сидят, затаив дыхание, не стоит.

Причиной еще одной претензии стал шум при переключении в режим ручной наводки на резкость. При попытке поймать фокус объектив противно, «по-машинному», скрипит. Мне даже сложно передать этот звук в тексте. Зачем такое сделано, не понятно.

Диафрагма семилепестковая. Для красивых пятен в зоне дефокуса достаточно, но вот чего-то сверхъестественно идеального ждать не стоит. Иногда могут проявляться и неровности.

Хотя сбоку объектива и красуется гордая надпись «Macro», на деле минимальная дистанция фокусировки составляет 30 см, что при таком фокусном маловато. Ни о каком полноценном макро 1:1 речь не идет. В ТХ заявлено увеличение 1.5.5.

О дисторсиях можно говорить так: что есть, что нет. Точнее, в теории и идеальных условиях тестов они, конечно же, есть, но вот увидеть малейшие искажения невооруженным глазом не представляется возможным ни на FullFrame, ни на APS-C-сенсорах.

А вот с виньетированием дела обстоят не так хорошо. На полном кадре при максимально открытой диафрагме затемнения по краям становятся видны практически на всех светлых сценах и достаточно серьезно бросаются в глаза. Но с прикрытием на стоп или два проблема отпадает сама собой. На кропнутых тушках затемнения не так заметны и снимать на полностью открытых дырках можно, но осторожно. На определенных сценах дефект может появиться элементарно, поэтому лучше прикрываться на стоп. Или просто потом корректировать снимки в редакторе.

Резкость этого объектива достойна похвал. На полном кадре все диафрагмы вплоть до F11 демонстрируют результат «Отлично», а на F11-F16 – «Хорошо» по центру. По краям – «Хорошо» на всех апертурах, только на F16 – «Средне», да и то верхняя граница отметки.

Исходные данные взяты с сайта photozone.de и были интерпретированы с учетом того, что за теоретически максимальное было принято условное значение 100 для лучшего восприятия данных. Данные актуальны для полнокадровых фотоаппаратов

Снимки с APS-C камер получают такие же оценки за центр кадра, а за края – «Хорошо» на всех относительных отверстиях, кроме F4 – там оценка «Отлично».

Исходные данные взяты с сайта photozone.de и были интерпретированы с учетом того, что за теоретически максимальное было принято условное значение 100 для лучшего восприятия данных. Данный актуальны для кропнутых фотоаппаратов

Альтернатива

Одним из альтернативных объективов станет Это светосильный фикс с практически таким же фокусным расстоянием, как и у героя нашего обзора. Его плюсами станут, однозначно, ближний предел фокусировки в 14 см и съемка макро в масштабе 1:1. Да и девять лепестков диафрагмы не помешают. Но вот вес в 350 грамм и не самые маленькие размеры вряд ли позволят положить тушку с ним в небольшой рюкзак. Да и стоит он 490 долларов.

Если же вы хотите себе «быстрый» фикс, близкий к каноническим полтинникам, но при этом уклон в «широкую» сторону вам не принципиален, присмотритесь к – тут уже вы не получите маленьких габаритов или веса, цена в 600 баксов может и остановить, но зато макро 1:1 и ультразвуковой мотор автофокуса точно поднимут вам настроение.

– это классический универсальный сверхсветосильный полтинник, который поможет и красиво фон размыть, и снять вечером с рук все, что вы захотите. Привод автофокусировки тут – «отвертка», но зато 100 баксов.

– более светлый полтинник с ультразвуковым приводом автофокуса. Он и наводиться быстрее будет, и в тишине снимать можно, не опасаясь привлечь к себе внимание. Правда, обойдется он уже в 500 долларов США.

– еще один суперсветлый фикс со стандартным фокусным расстоянием. Цена такая же, как и в предыдущем варианте, а вот по размерам немного больше. Что брать, решать вам. Лучше всего придите и покрутите две линзы в магазине.

– это светлый стандартный объектив со смещением в более широкую сторону. 650 долларов, минимальная дистанция фокусировки – 20 см, почти килограмм веса, только ручная фокусировка – это все о нем. Так что решайте сами.

– это представитель линейки ART, которая славится своей пластикой изображения. Стоит он не дешево – 1000 долларов, но при этом способен подарить не только много хороших снимков, но и целую кучу удовольствия от эксплуатации.

Резюме

В итоге адекватной замены «блинчику» Canon EF 40mm f/2.8 STM от Canon найти не получится. Это тот случай, когда недорогой объектив с ценником (внимание!) 200 долларов демонстрирует не только прекрасные результаты по разрешению и дефектам, но и настолько компактен, что позволит превратить небольшую зеркалку в немаленькую беззеркалку. Вердикт: хватит слов, идем покупать. Мнение редакции – это просто must have в кофре каждого Canon’иста.

Галерея изображений

(нажмите в правом верхнем углу для просмотра снимков в большом размере)

Похожие статьи